БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ДЕМАРШ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ ЧИНОВНИКОВ
Антибюрократическая реформа, объявленная федеральным правительством с началом 2021 года, в Забайкальском крае провалилась, даже не начавшись.
«Словом, чтобы сократить, нужно увеличить»
Кто не помнит эти слова Александра Твардовского? В части сокращения армии чиновников в стране – они явились пророческими. Только на нашей памяти правительство страны пыталось сократить бюрократический аппарат в 2010 году – на 20% за 3 года, в 2015 году – на 10% и тоже за 3 года. А Росстат фиксирует солидный рост армии столоначальников.
И вот новый премьер Михаил Мишустин тоже взялся за это безнадёжное дело – неудивительно, что его поразил процесс роста чиновничьего аппарата в стране. И есть отчего. По данным Счётной палаты РФ, в государственных и муниципальных образованиях работает 2,4 миллиона человек и обходятся они бюджету в год почти в 2 триллиона рублей, то есть примерно в 11% всех собираемых за год налогов. Сейчас, по данным статистики, на 10 тысяч работающих россиян приходится 163 чиновника – это в 2 раза больше, чем в СССР в период перестройки. Ну, и о каком снижении коррупции при этом может идти речь?
Но что может сделать федеральный премьер, если его благие намерения и даже приказы, беззастенчиво блокируются на региональном уровне, словно издеваясь над всеми этими идеями? А чтобы создать видимость сокращения, сначала увеличивают аппарат, а потом немного сокращают – и то преимущественно вакансии. Забайкальский край, как известно, высокими показателями социально-экономического развития не блещет, но чиновников-управленцев становится всё больше. Если в 2019 году госслужащих только по главнымраспорядителям бюджетныхсредстввкрае было 1698человек (муниципальныйслужащие здесь не учитываются), то на 2021 год – уже 1732 человека. Особенно не стесняет себя Администрация края. В 2016 году там работало 123 госслужащих, в 2019 –м – 157, а на 2017 год в бюджет заложено содержание 217 государственных чиновников Администрации. Как отмечал недавно депутат Госдумы Юрий Волков, совершенно неоправданно под администрацию создали сразу два казенных учреждения: это Ресурсный центр развития некоммерческих организаций и Забайкальский краевой центр социально значимой информации - на это в следующем году планируется потратить 814 млн рублей. Рост к прошлому году на обслуживание администрации 229 млн рублей.
По Сеньке ли шапка?
И всё это происходит в регионе, где добрая половина бюджета формируется за счёт государственных дотаций и при этом покрывает по скромным подсчётам только 87% потребностей бюджета - даже зарплата бюджетникам в текущем году предусмотрена на 11 месяцев. Где государственный долг не только не сокращается, но растёт из года в год – в 2020 году он был на уровне 26,7 миллиарда рублей, на 2021 год – запланирован в размере 29,6 миллиарда, на 2022 год – 31,4 миллиарда и на 2023 год – 32,4 миллиарда. А ведь его надо не только выплачивать, но и обслуживать из того же краевого бюджета.Деньги немалые. На что тратятся эти заимствованные средства – неясно. Поскольку из года в год принимаются решения о замораживании важнейших социальных законов. Среди них в 2021годузаморожены законы - «О государственной поддержке традиционных видов хозяйственной деятельности и традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Забайкальском крае», «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Забайкальского края», «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений на территории Забайкальского края», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» и многие другие.
Со стороны видна смешная и абсурдная ситуация, когда все триллионные обещания нынешней Администрации губернатора постоянно сопровождаются сокращениями финансирования насущных социальных нужд забайкальцев и пропагандой кабинетных подвигов чиновников в коридорах федеральной власти по выспрашиванию всё новых финансовых средств. И, поскольку вэкономическоми социальномпланегордитьсяособе нечем (кроме планов громадья), то чиновники администрации гордятся количеством выпрошенных у федерального центра денег.
Не количеством, но качеством
Давно ли Владимир Путин поручил разработать систему оценки эффективности труда госслужащих с учётом основных показателей развития и того, удобно ли с ними работать предпринимателям и инвесторам. Предполагается, что чиновников регионального уровня оценят по 9 пунктам: создание и модернизация новых рабочих мест, повышение производительности труда, рост показателей малого и среднего бизнеса и др. У нас же в края всё наоборот: безработица не сокращается, а растёт, предпринимателей обременяют повышенными налогами и неподъёмной кадастровой оценкой помещений, о производительности труда и речи не ведут. Но количество столоначальников растёт из года в год.
В этой связи хочется вспомнить, как один из авторов проекта административной реформы Дмитрий Козак сообщил, что федеральное правительство провело анализ мирового опыта проведения региональной политики. С его точки зрения весьма поучителен опыт Великобритании, где «все муниципалитеты законодательно разделены на успешных, неудачников и бездельников. Таковы их официальные названия».
- Этот опыт говорит о том, что в большинстве стран, где активно проводится региональная политика, есть объективные критерии (оценки деятельности) и региональных властей, и муниципалитетов, - сказал реформатор. – В зависимости от того, как они действуют, федеральное правительство оказывает им большую или меньшую поддержку. Значительно большая поддержка оказывается тем, кто действует успешно. И в России такая система может быть приложена.
Необычно, правда? У нас пока всё наоборот. Если регион завалил экономику, неисполнил бюджет, егоруководство допустило значительные просчёты в социальной сфере – то громче голос провалившегося, гуще слёзы и просьбы о трансфертах и других дотациях.
А ведь в законах, принятых и действующих, содержится положение, согласно которому каждый губернатор, его администрация ежегодно должны официально публиковать отчёт «об уровне достигнутых показателей качества жизни граждан и социально-экономического развития региона». Эти показатели и есть те самые критерии оценки деятельности губернаторов и их администраций, госаппарата. Вот некоторые: годовой темп увеличения (уменьшения) валового регионального продукта; уровень дотационности регионального бюджета; объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного жителя региона; годовой темп увеличения (уменьшения) объёма поступления вфедеральный бюджет налогови сборов в расчёте на одного жителя региона; годовой темп увеличения (уменьшения) площадей земель, находящихся в сельскохозяйственном обороте; годовой темп увеличения (уменьшения) реальных денежных доходов жителей; уровень безработицы и др.
К сожалению, сегодня большинство этих и иных показателей не красит наш регион. И социально-экономические показатели за 2020 год не говорят о существенном прорыве в развитии.
Вот только можно ли при существующей системе независимости благополучия госчиновников от конкретных результатов их труда, с явно раздутым и прикормленным бюрократическим аппаратом достичь зримых успехов в экономической и социальной сферах?
Как, впрочем, и реализовать пропагандируемые планы на триллионы рублей. Вряд ли.
Владимир Тихомиров.